03.09.2021
Главная цель педагогов дошкольного
учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не
подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных
функций:
Ø развитие интересов и
потребностей ребенка;
Ø распределение
обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся
ситуациях воспитания детей;
Ø поддержка открытости
во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
Ø выработка образа жизни
семьи, формирование семейных традиций;
Ø понимание и принятие
индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через
следующие задачи:
Ø воспитание уважения к
детству и родительству;
Ø взаимодействие с
родителями для изучения их семейной микросреды;
Ø повышение и содействие
общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
Ø оказание практической
и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ
теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с
детьми;
Ø использование с
родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из
индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание адресной помощи
современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие детского сада с семьёй
следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном
деле развития, воспитания, обучения и формирования дошкольника. Данное
взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели.
Современные родители образованны,
обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики
и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и
информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической
компетентности.
Родители испытывают затруднения в
развитии, воспитании и обучении своих детей, выборе оптимальных воспитательных
методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной
литературы информации непосредственно на практике. Педагоги
дошкольного образовательного учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей
потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и
обучения своих детей.
На практике это выражается в следующем:
Ø недостаточная
информированность родителей об особенностях медицинской, психологической,
педагогической составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение
оказать ему своевременную необходимую помощь;
Ø неадекватность ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
Ø собственные
психологические и педагогические проблемы родителей, которые они пытаются
разрешить самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
Ø недостаточное взаимопонимание
при взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня необходимо говорить о
психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников с целью повышения
их педагогической культуры как одном из направлений деятельности дошкольного
образовательного учреждения. Т.А. Куликова определяет педагогическую
культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой
воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает
несколько компонентов:
1) понимание и осознание ответственности
за воспитание детей;
2) знания о развитии, воспитании,
обучении детей;
3) практические умения организации жизни
и деятельности детей в семье;
4) осуществления воспитательной
деятельности;
5) продуктивная связь с другими
воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Одной из задач педагогов дошкольного
образовательного учреждения в процессе взаимодействия с семьей
является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне
подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти
«язык доверия».
Сотрудничество дошкольного учреждения и
семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у педагогов –
семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на
рассмотрении ребенка только в контексте семьи.
Для формирования позиции сотрудничества
педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства
развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать
коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания каждой
семьи. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на
общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе
общения обогащает свой информационный багаж.
Основной путь налаживания такого
сотрудничества – организация воспитательного процесса, результатом
которого станет реализация целей и принципов личностно-ориентированного
образования дошкольников.
Семьи относительно воспитательного
потенциала можно условно разделить на три группы:
1. Семьи с высоким воспитательным
потенциалом. Главная задача в работе с данной группой родителей – привлечь их к
активному участию в воспитательной работе, к организации помощи семьям со
средним и низким потенциалом. Можно отметить, что в этих семьях наиболее
благополучные условия для воспитания детей дошкольного возраста, так
взаимоотношения строятся на уважении к личности ребенка и любви.
2. В работе с родителями со средним
воспитательным потенциалом основной упор делается на воспитание навыков
правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью
преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.
3. В работе с родителями с низким
потенциалом семьи основная задача состоит в установлении контактов семьи и ДОУ,
формировании представлений о родительских обязанностях, повышении
педагогической культуры, в помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций,
по коррекции детско-родительских отношений.
Инициатором установления такого
сотрудничества должны быть педагоги образовательного учреждения, так как они
профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе, и
понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в
воспитании, образовании и развитии детей.
К профессиональным функциям современного
педагога дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие:
1) участие в педагогическом просвещении
родителей;
2) регулирование и согласование
воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам дошкольного учреждения
принадлежит ведущая роль в управлении и организации воспитательного процесса с
родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при
хорошем знании особенностей семьи, педагогических условий воспитания ребенка в
конкретной семье.
Управление воспитательным процессом с
семьей – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и
профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к принятию и освоению новых
подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного и
воспитательного пространства, выбор ценностей при организации
воспитательной среды. А также готовность родителей к взаимодействию
со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны
без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески
развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на
это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего
ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда
все получится.