Предметно-пространственная среда

Предметно-пространственная развивающая   образовательная   среда   в   МАДОУ «ДС «Звездочка» создана с учетом ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня   активности.

Среда в ДОУ выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Содержательно-насыщенная среда

В детском саду функционирует 12 групп. Имеется физкультурный, музыкальный залы, кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, изо-студия, лего-центр.

В спортивном и музыкальном зале имеется оборудование, пособия, технические средства для проведения образовательной деятельности, общих мероприятий;

Во всех группах оборудованы физкультурные центры, содержащие все необходимые пособия: ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, мелкие игрушки и много е другое для проведения утренних гимнастик и образовательной деятельности по физическому развитию. Для проведения гимнастик после сна во всех группах есть дорожки здоровья; в соответствии с возрастом детей в каждой группе есть дидактические, игровые, наглядные материалы, слайд презентации по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни (альбомы, дидактические игры, иллюстративный материал).

В зависимости от сезона, имеется выносной материал для проведения образовательной деятельности по физическому   развитию   и   организации двигательной активности на прогулке.

Имеются методические материалы, картотеки для планирования и проведения работы с детьми и родителями по всем образовательным областям.

Трансформируемая среда

Для эффективной организации двигательной активности в групповых помещениях мебель размещена по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения.

В спальнях групп старшего дошкольного возраста за счёт установки 3-х ярусных кроватей, тоже высвобождается место для двигательной активности детей. Педагоги стараются эффективно использовать всё пространство групп, творчески подходят к этому, размещая оборудование, игровые зоны.

Полифункциональная среда

В организации присутствует в нашем учреждении, мы используем мягкие модули, ширмы, маркеры игрового пространства.

Безусловно, при организации предметно - развивающей пространственной среды наши педагоги учитывают индивидуальные и возрастные особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей и это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года. Всё это говорит о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.

Вариативность среды

В групповых помещениях предметно-развивающая среда зонирована на мини- среды физического, социального, эстетического, познавательного, сенсорного, речевого развития; уголки релаксации и уединения.

 

Центры (уголки)

Предназначение (ранний и младший дошкольный возраст)

Предназначение

(средний дошкольный возраст)

Предназначение (старший дошкольный

возраст)

1

Физкультурно- оздоровительны й центр

Обеспечение полноценного физического развития детей, своевременное овладение основными

движениями.

Укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей.

Способствование проявлению личных вкусов в выборе физических упражнений.

2

Музыкальный уголок

Развитие музыкально- ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах.

Освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.

Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.

Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

3

Центр театрализованной деятельности

Развитие фантазии, речи, ее интонации, выразительности.

Проявление интереса к театрально-игровой деятельности, развитие индивидуальных способностей.

Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками- самоделками и т.д., развитие театральных способностей с учетом

индивидуальных возможностей.

4

Центр

«Искусство»

В разных видах изобразительной деятельности создание образов объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые

изобразительные навыки и умения.

Приобретение навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности.

Развитие самостоятельности, инициативы, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому.

5

Центр «Песок и вода»

Экспериментирование с разными формочками и материалами.

Формирование знаний о         свойствах                   песка, воды,           снега                 и т.д. Развитие любознательности, инициативности.

Систематизация, обобщение, углубление познания. Игры- экспериментирования с разными

материалами.

6

Центр «Наука и природа»

 

Различение, узнавание конкретных растений, животных.

Использование сенсорных эталонов и обследовательских действий для выявления особенностей животных и растений.

Удовлетворение детской любознательности, формирование необходимых для разностороннего развития ребенка представлений о природе, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления.

Расширение и углубление представлений детей о природе. Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Укрепление познавательного интереса, любви к природе.

7

Центр «Труд»

На конкретных

примерах установление с помощью взрослого связи между назначением предмета и особенностью его строения, материалом, из которого он сделан. Вычленение и называние (по вопросам) компонентов в последовательности их включения в конкретный трудовой

процесс.

Освоение

рациональных способов трудовых действий, самостоятельное контролирование качества результатов труда. Чувствовать свою умелость; самоутвердиться.

Осознание

значимости трудовой деятельности взрослых; ненавязчивое подведение к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех.

8

Центр

«Литература» (книжный уголок)

Воспитание интереса

и любви к книге, заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей.

Поддержание и

развитие детской впечатлительности, эмоциональности.

Поддержание

активного тяготения старших дошкольников к книге.

9Хочу такой сайт

Центр игры

Передавать сюжет из

нескольких действий. Вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе.

Умение создавать

игровую обстановку. Проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу,

действовать согласованно.

Отражение в играх

как впечатлений от реальной жизни, так и фантазийных образов, навеянных сказками, мультфильмами, игрой воображения.

10

Уголок для

ряженья

Самостоятельное

использование деталей костюмов для исполнения той или иной игровой роли: белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса.

Самостоятельное

воспроизведение в играх-драматизациях полюбившихся

эпизодов сказок, мультипликационных фильмов с использованием костюмов и

атрибутов.

Творческое создание

разных игровых образов.

11

Центр

строительно- конструктивных игр

Овладение

конструктивными свойствами геометрических объемных форм, такими как устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей. Используя кубики, конструктор, создавать простые постройки, давать им названия, использовать постройки в дальнейшей игре, радоваться

осуществлению своих целей.

Освоение способами

замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкания пространства.

Проявление потребности создавать прекрасное, вносить его в игры.

Создание сооружения

по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям.

12

Центр

занимательной математики и сенсорики

Способствование

освоению свойств предметов, отношений идентичности, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности.

Вовлечение ребенка в

деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку.

Самостоятельное

применение доступных способов познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату; помогать сверстнику в случае

необходимости.

13

Центр развития

речи

Обучение пониманию

обращенной речи с опорой и без опоры на наглядность. Вступать в контакт с окружающими, выражать свои чувства, впечатления, используя речевые средства.

Самостоятельное

пересказывание рассказа и сказки. С небольшой помощью взрослого составление описательных и сюжетных рассказов, сочинение загадок.

Развитие

содержательности и связности речи (диалога и монолога); индивидуальных способностей к речевой деятельности; подготовка к обучению чтению.

14

Центр отдыха (уголок уединения)

Формирование функциональных и адаптационных способностей

организма ребенка.

Для обретения чувства спокойствия и душевного равновесия,

уединения.

Для обретения чувства спокойствия, отдыха.

15

Центр

краеведения (патриотический уголок)

Знакомство с родной

улицей, детским садом, любимым городом.

Формирование знаний

о родном крае. Приобщение к самобытной культуре города, к его традициям.

Систематизация

знаний о городе, в котором мы живем, каким был наш город в прошлом, наша река, лес, озеро; о крае, о стране.

16

Учебную зону,

обстановка которой была бы приближена к учебной среде класса

           

Развитие у детей

стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника.

Формирование интеллектуальных предпосылок для начала систематического школьного обучения.

Развивающая предметно пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды предполагается, что «Застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариативности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками и т.п.).

Доступность и безопасность

Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия.

И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Во всех группах ежедневно по утверждённому графику функционируют ультразвуковые увлажнители и бактерицидные облучатели - рециркуляторы воздуха.

Вся мебель в группах изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».