12.09.2022
В Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников
Сон — неотъемлемая
часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется
особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило,
очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать
энергию для деятельности во второй половине дня.
Помещения
для отдыха и сна должно соответствовать требованиям СанПиН:
Спальня
- площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не
менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от
наружных стен при расстановке кроватей. Спальни оборудуют стационарными
кроватями.
Кровати
для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту
ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см
и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового
ограждения не менее чем на 15 см.
Длина
стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и
высота - 30 см. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между
длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных
приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м. Во избежание
травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют. Дети
обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами,
предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3-х комплектов постельного
белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.
Примерный режим
дневного сна в ДОУ
Общая
продолжительность дневного сна:
Для
детей от 1 до 3 лет не менее 3 часов;
Для
детей от 4 до 7 лет не менее 2,5 часов;
Во
время сна детей воспитатель (или его помощник) обязательно присутствует рядом с
детьми.
Работа с детьми
перед сном
Методическая
работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:
релаксация
детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
восстановление
нормального состояния нервной системы;
облегчение
психоэмоциональной нагрузки;
ускорение
процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.
Для
достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач,
решать которые ему приходится ежедневно:
Подготовка
помещения для отдыха.
В
помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В
холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну
детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до
подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая
сквозняка).
Контроль
готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в
туалет, умылись, а также переоделись в удобную для сна одежду.
Создание
подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.
Методическая
организация подготовки детей ко сну
Чтобы
реализовать поставленные задачи, воспитатель:
определяет
перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
подбирает
соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут),
сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
проводит
комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
периодически
организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален
для старших и подготовительных групп); делает подборку сказок, рассказов
подходящей тематики. Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для
малышей, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других
нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под
проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для детей
средней группы добавляются дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного
воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное
звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста.
Проводится
эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед
началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.
Выделяется
3 ступени организации дневного сна:
Подготовка
(15–20 минут)
Релаксация
(5–7 минут)
Сон
(1–2 часа)
Подготовка.
Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные
игры.
Релаксация.
Этот
этап проводится под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие.
Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).
Воспитатель
медленно и спокойно произносит текст (потешки, сказки и др.).
Дети
слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли.
Воспитатель
подходит к каждому ребенку и поглаживает его. Такое тактильное воздействие
оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.
Переход ко сну.
На
этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве
сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например,
«Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают». «Закрывайте глазки -
вам приснятся сказки»
В
течение всего периода отдыха и сна воспитатель находится в пределе слышимости.
С
теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с
целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.
Правильная
организация сна предполагает активное участие ребенка в этом процессе. Сон не
должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым.
Пробуждение и
подъем.
Когда
время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей
как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться,
полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы
дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся –
потянулся и размялся). После сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала
воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети
снимут пижамы для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату
выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по
«дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы
проснулся именно организм, а не только открылись глаза.