Формирование у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

17.03.2020

Формирование у дошкольников коммуникативной компетентности

как условие становления

предпосылок универсальных учебных действий

 

В настоящее время суть социального запроса к системе образования заключается в воспитании человека, способного вступать в диалог, понимать и присваивать разные позиции и ценности, обнаруживая собственную уникальность и идентичность, не противопоставляя себя другим. Поэтому в целевом компоненте образования актуально выделение задач, решение которых обеспечивает развитие коммуникативных способностей.

В содержании начального общего среднего образования такие задачи связаны с формированием коммуникативных универсальных учебных действий, а в дошкольном возрасте их предпосылок.

Коммуникативные действия обеспечивают:

-         социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

-         умение слушать и вступать в диалог;

-         участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-         интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.(А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.).

В соответствии с ФГОС начального общего образования к коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

организация совместной деятельности,управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Однако, чтобы ребенок в младшем школьном возрасте мог овладеть данными действиями, необходимо формировать предпосылки к этому еще на этапе дошкольного детства.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

Следует отметить, что универсальные учебные действия как личностно-психологическое новообразование младшего школьного возраста - динамическое качество, предпосылки его заклады­ваются в дошкольном детстве, а дальнейшее развитие и становление происхо­дит в подростковом возрасте. Поэтому формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы.

Основной результат деятельности ОУ - овладение ребенком набором компетентностей, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных возрастных задач жизнедеятельности.

Одной из ведущих компетентностей дошкольника является коммуникативная, которая рассматривается как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых - жестовых, мимических, пантомимических) средств. Это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Петровская Л.А.)

В качестве предпосылок к овладению коммуникативными универсальными учебными действиями в младшем школьном возрасте можно выделить социально-коммуникативную компетентность, которая в ряду с другими ключевыми компетентностями (информационной, технологической) рассматривается как результат дошкольного образования.

Содержанием ключевых компетентностей дошкольников выступают умения, как освоенные субъектом способы выполнения действий на основе приобретенных знаний (в процессе воспитания и обучения). Умения создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся, новых условиях.(О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина)

Отличительной особенностью формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. В дошкольном возрасте формирование ключевых компетентностей происходит внутри и на основе активной деятельности. Для этого нужны не столько знания о том, как это сделать, сколько практика, наработка умения (А.Н. Тубельский).

Социально-коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается, как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Такой взгляд характеризует социально-коммуникативную компетентность как отношения в системе "Я"-"Общество", умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами.

Учитывая, что развитие коммуникативной деятельности лежит в основе формирования социально-коммуникативной компетентности, можно выделить следующие ее компоненты (социально-коммуникативной компетентности):

социальная перцепция,

межличностная коммуникация,

интеракция.

Социальная перцепцияпроцесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умении понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

Следующий компонент социально-коммуникативной компетентности – это межличностная коммуникацияпроцесс обмена информацией между партнерами с помощью вербальных и невербальных средств.

И третий компонент – интеракция – процесс обмена между участниками взаимодействия не только информацией, но и действиями, т.е. определенная форма организации совместной деятельности.Интерактивная сторона взаимодействия проявляется в действиях, которые предпринимают индивиды в отношении друг друга, а также в том, как партнеры соотносят свои цели и организуют их достижение, т.е. как достигается взаимность между участниками взаимодействия.

Учитывая выше раскрытые психолого-педагогические аспекты формирования социально-коммуникативной компетентности и специфику в дошкольном возрасте(коллектив ученых под руководством О.В. Дыбиной) можно выделить содержание социально-коммуникативной компетентности, т.е. те умения, которые составляют социально-коммуникативную компетентность ребенка старшего дошкольного возраста и рассматриваются в качествепредпосылок коммуникативных универсальных учебных действий:

1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2.Умение получать необходимую информацию в общении.Хочу такой сайт

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Взаимосвязь данных умений с компонентами социально-коммуникативной компетентности показана в таблице. При данном подходе компоненты могут выступать критериями предпосылок коммуникативных УУД, а умения – их показателями.

 

№ п/п

Компоненты социально-коммуникативной компетентности

Умения социально-коммуникативной компетентности

1.

Перцептивный

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2.

Коммуникативный

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог совзрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

3.

Интерактивный

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

 

Т.о, накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социально-коммуникативного опыта способствует раскрытию возрастного потенциала старшего дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе и овладению коммуникативными универсальными учебными действиями.

 Педагог-Психолог Красильник Н.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.03.2020

Дата обновления: 17.03.2020

Дата публикации: 17.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».