Синдром профессионального выгорания и техника безопасности в работе педагогов. Профилактика утомления у воспитателей ДОУ.

30.01.2020

Синдром профессионального выгорания и техника безопасности в работе педагогов.  Профилактика утомления у воспитателей ДОУ.

 

В процессе выполнения  любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. Когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, важно сознательно использовать приемы и способы, помогающие организму восстановиться. Как установлено многочисленными исследованиями, работа педагогов и др. специалистов социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками. Так как условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Физиологические факторы: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты. Психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора воспитанников или клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

         При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Напряженность проявляется в виде: возбуждения, повышения раздражительности, беспокойства, мышечного напряжения, зажима в различных частях тела, учащения дыхания, сердцебиения, повышенной утомляемости и др. инд. проявления.

         При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознанном или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с воспитанниками, клиентами. Признаки этого синдрома развиваются быстрее у специалистов, которые имеют дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими физические и психические дефекты. У педагогов, которые работают с детьми, этот синдром развивается медленнее.

         Три основных стадии синдрома:

·        1-я - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание (внесена ли запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбой в выполнении каких либо двигательных действий и т.д. Эта стадия формируется в течение 3-х – 5-ти лет.

·        2-я - наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (детей, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, проявление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон без сновидений», увеличение простудных заболеваний), повышенная раздражительность, человек «заводится» с полуоборота. Время формирования этой стадии от 5-ти до 15-ти лет.

·        3-я - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. Гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10-ти до 20-ти лет.

         Одной  из задач профилактической медицины является разработка комплекса мероприятий, который обусловил бы возможность более позднего появления утомления и обеспечил бы длительную работоспособность специалистов ДОУ.

         Утомление – важный для организма фактор – препятствует крайнему истощению, переходу в патологическое состояние. Также способствует тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию.

          Хроническое утомление может привести к возникновению различных заболеваний, в первую очередь неврозов, признаками  которого  являются:  усталость перед началом работы, повышенная раздражительность, исчезновение интереса к работе, и окружающим событиям, снижение аппетита  и падение массы тела, нарушение сна и понижение общей неспецифической реактивности организма.

Как избежать перенапряжения нервной системы?

Обычные рассуждения таковы: полностью избежать нервных нагрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессов, то снимать напряжение лучше всего медикаментами. Но транквилизаторы (элениум, седуксен, и т.д.) наносят немалый вред организму.

 Гораздо проще использовать простые заповеди здорового образа жизни, которые помогут снимать психоэмоциональное напряжение, не прибегая к лекарствам.

Есть специфические (рациональное распределение людей по специальностям, их обучение и тренировка, а также  разумная компоновка и оборудование рабочих мест) и неспецифические (воспитание и тренировка общих качеств и функций организма, повышение неспецифической его реактивности) методы поддержания высокой работоспособности. Неспецифические: рациональный режим труда и отдыха, физическая культура, закаливание, психогигиена и др.

          Методы поддержания высокой работоспособности:

1. Физическая культура своими средствами обеспечивает как пассивный, так и активный отдых, отвлекает от профессиональных забот, позволяет переключить внимание на другие объекты, значительно разгрузить физическое и психологическое напряжение, сохраняет физическую и умственную активность.

Для работников ДОУ рекомендуются комплексы упражнений, которые способствуют предупреждению застойных явлений крови в нижних конечностях и туловище, усилению притока кислорода к головному мозгу.

2. Для борьбы с утомлением, развивающемся в динамике деятельности, с целью стимуляции работоспособности рекомендуется выполнять упражнения дыхательной гимнастики.

3. Также средством восстановления и поддержания работоспособности являются физиотерапевтические мероприятия.

§  На Крайнем Севере в период полярной ночи надо проводить два курса облучения (октябрь-декабрь и январь-март), но также использовать обогащенные ультрафиолетовым компонентом источники света.

§  Из водных процедур: наружное применение воды – душ, бассейн (раздражающее, термическое, механическое воздействие). После приема гидропроцедур необходимо досуха вытереть все тело и растереть до покраснения.

§  Воздушные ванны эффективны также. Воздух, обмывая открытые части тела и находясь в движении, создает постоянную смену температур и тем самым тонизирует рецепторы кожи. Начинать воздушные ванны рекомендуется с 20-ти градусов, доходя постепенно до более низких температур. При ощущении прохлады их следует сочетать с движением: ходьбой, легкой гимнастикой. После них принимать душ, обливание или обтирание.Хочу такой сайт

§  Целесообразно для восстановления работоспособности применять баню, сауну – рекомендуется здоровым людям. Это дает разрядку и отдых, снижение чувства страха и агрессивности, чистку кожи, щадящую тренировку сердца и системы кровообращения, снимает психоэмоциональное напряжение.

Профилактический и лечебный эффект при длительной напряженной длительности оказывает самые различные витамины, в частности С. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

Нужно назвать еще адаптогены -  средства, обладающие свойством повышать общий тонус, неспецифическую сопротивляемость организма, быстро восстанавливать работоспособность после физического и умственного переутомления: препараты женьшеня, аралии маньчжурской, экстракт из корней элеутерококка колючего.

Ко многим фармакологическим средствам, применяемым с лечебно -профилактической целью для уменьшения утомления и восстановления трудоспособности, следует подходить осторожно,  чтобы не нанести себе вреда. Гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут снимать психоэмоциональное  напряжение, не прибегая к лекарствам:

Ø научитесь «сбрасывать напряжение»  - мгновенно расслабляться при достижении высокого уровня нервной нагрузки при помощи аутотренинга и самовнушения.

Ø научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает тот, кто умеет хорошо отдыхать. Лучший отдых для нервной системы человека – сон, в том числе и сон кратковременный (от 5-ти до 30-ти минут). В идеале нужно отдыхать в конце каждого часа работы по 2-5 минут.

Ø вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. К.С.Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Н-р, попытайтесь усилием воли переключиться вниманием и мышлением на предметы, которые вызывают у вас положительные эмоции.

Все чаще применяются аутогенная тренировка и функциональная музыка. Основу метода аутогенной тренировки составляют специальные словесные формулы самовнушения, базируется на направленной регуляции различных процессов и реакций организма, осуществляемой человеком при помощи собственной психической активности. С помощью этого метода вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях.

Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как метод профилактики утомления. Способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновременно целесообразно использовать дыхательные и расслабляющие упражнения. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

Есть целые комплексы психологических игр для педагогов:

v игры-релаксации;

v адаптационные игры;

v игры-формулы;

v игры-освобождения;

 

Подводя итог краткому обсуждению известных способов профилактики утомления и рекомендаций, следует отметить, что каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать в повседневной жизни.

Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности и сохранить здоровье.


Педагог-психолог Красильник Н.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.03.2020

Дата обновления: 17.03.2020

Дата публикации: 30.01.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».