«Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
09.01.2020
 Известный всем нам писатель
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо. Не
поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот,
что необходимо ребёнку».
Выразительность речи развивается в течение
всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к
интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи я,
как педагог, создаю такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить
свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре,
но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при
обучении детей средствам речевой выразительности использую знакомые и любимые
сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств
русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с
богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок
позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в
их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Это инсценировка
“Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”,
“Кто колечко найдет”). Продолжается развитие монологической и диалогической
речи: инсценируем произведение “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, ставили спектакль
по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, разъигрывали поролевое исполнение
народного произведения “Петушок – голосистое горлышко” посредством кукольного
театра.
В своей
группе, также часто использую:
1.Чтение
и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство
с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и
предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время
драматизации дети смотрятся в «специальное»
зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной
игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных
эмоциональных состояний.
    3. Проигрывание отрывков из сказки,
передающих различные черты характера, с параллельным
объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий
персонажей.
     
4. Режиссерская
игра
(со строительным и дидактическим материалом).
      5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и
эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и
объяснением личностного смысла изображаемых событий.
      6. Словесные, настольно-печатные и подвижные
игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку
нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
       7.Разучивание загадок, считалок,
скороговорок.
В процессе работы над ролью использую
следующие приемы:
    
-составление словесного портрета героя;
    -
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями,
придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
    
-сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных  инсценировкой;
    
-анализ придуманных поступков;
    
-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных
действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики,
интонации.
Таким образом, работа над театрализацией
сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством
формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его
адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценированные сказки очень
увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто
импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать
новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях,
совпадающих с их смысловым содержанием.
     
Активно вовлекаю родителей в данный процесс: они являются активными
помощниками в пополнении развивающей среды: занимаются пошивом костюмов для
кукольного театра, обогащают картотеку театрализованными играми (или оказывают
помощь в ее эстетическом оформлении).    
     
В перспективе на учебный год – устроить конкурс семейного творчества на
сочинение лучшей сказки (таким образом привлеку и родителей, и детей к единому
творческому досугу, способствующую развитию речи и фантазии, а затем устроим
театрализованную инсценировку лучшей авторской сказки, считаю данная форма
работы мотивирует и подогревает интерес воспитанников к данному виду,
(несомненно развивающей) деятельности и индивидуализирует образовательный
процесс. Спасибо за внимание!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2020
Дата обновления: 21.02.2020
Дата публикации: 09.01.2020
 
                 
                 
                 
                 Официальный интернет-портал государственных услуг
                                Официальный интернет-портал государственных услуг             Федеральный портал "Российское образование"
                                Федеральный портал "Российское образование"             Портал "Живем на севере"
                                Портал "Живем на севере"             Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО
                                Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО             Уютный Ямал
                                Уютный Ямал             Департамент образования города Новый Уренгой
                                Департамент образования города Новый Уренгой             Официальный сайт администрации города Новый Уренгой
                                Официальный сайт администрации города Новый Уренгой             Официальный сайт Минпросвещения России
                                Официальный сайт Минпросвещения России             Культурно-массовые и спортивные мероприятия
                                Культурно-массовые и спортивные мероприятия             Единое окно  доступа к образовательным ресурсам
                                Единое окно  доступа к образовательным ресурсам             Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
                                Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа             Независимая оценка качества образования
                                Независимая оценка качества образования             Государственная программа "Доступная среда"
                                Государственная программа "Доступная среда"             Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растим детей рф"
                                Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растим детей рф"             Официальный интернет-портал правовой информации
                                Официальный интернет-портал правовой информации            