09.01.2020
Известный всем нам писатель
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо. Не
поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот,
что необходимо ребёнку».
Выразительность речи развивается в течение
всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к
интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи я,
как педагог, создаю такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить
свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре,
но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при
обучении детей средствам речевой выразительности использую знакомые и любимые
сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств
русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с
богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок
позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в
их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Это инсценировка
“Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”,
“Кто колечко найдет”). Продолжается развитие монологической и диалогической
речи: инсценируем произведение “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, ставили спектакль
по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, разъигрывали поролевое исполнение
народного произведения “Петушок – голосистое горлышко” посредством кукольного
театра.
В своей
группе, также часто использую:
1.Чтение
и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство
с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и
предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время
драматизации дети смотрятся в «специальное»
зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной
игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных
эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки,
передающих различные черты характера, с параллельным
объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий
персонажей.
4. Режиссерская
игра
(со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и
эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и
объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные
игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку
нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
7.Разучивание загадок, считалок,
скороговорок.
В процессе работы над ролью использую
следующие приемы:
-составление словесного портрета героя;
-
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями,
придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
-сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
-анализ придуманных поступков;
-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных
действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики,
интонации.
Таким образом, работа над театрализацией
сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством
формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его
адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценированные сказки очень
увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто
импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать
новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях,
совпадающих с их смысловым содержанием.
Активно вовлекаю родителей в данный процесс: они являются активными
помощниками в пополнении развивающей среды: занимаются пошивом костюмов для
кукольного театра, обогащают картотеку театрализованными играми (или оказывают
помощь в ее эстетическом оформлении).
В перспективе на учебный год – устроить конкурс семейного творчества на
сочинение лучшей сказки (таким образом привлеку и родителей, и детей к единому
творческому досугу, способствующую развитию речи и фантазии, а затем устроим
театрализованную инсценировку лучшей авторской сказки, считаю данная форма
работы мотивирует и подогревает интерес воспитанников к данному виду,
(несомненно развивающей) деятельности и индивидуализирует образовательный
процесс. Спасибо за внимание!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2020
Дата обновления: 21.02.2020
Дата публикации: 09.01.2020