Консультация «Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей».

11.03.2021

Консультация

«Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей».

 

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться…»

 

Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. «Это - человеческое творчество, это культура». Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие  и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.  Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Оборудование общего назначения

-Доска для рисования мелом.

-Губка.

-Наборы цветного и белого мела.

-Мольберт односторонний или двусторонний.

-Наборное полотно 60*50 или 80*50.

-Фланелеграф, магнитная доска

-Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

- Подставка для размещения работ по лепке.

-Счетная лесенка для рассматривания работ по лепке.

-Указка.

-Валик для нанесения краски на бумагу.

-Настольная точилка для карандашей.

-Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.

-Фартук для педагога

-Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические  требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности

- единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;

- наличие соответствующих декоративных моментов;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

- доступность материала для детей, удобное расположение.

 

Примерный набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности для первой младшей группы


-Наименование -

-Количество на группу -

Для рисования -

-Набор цветных карандашей (6 цветов) -

-На каждого ребенка -

-Набор фломастеров (6 цветов) -

-На каждого ребенка -

-Гуашь -

-Набор из 6 цветов на каждого ребенка -

-Круглые кисти (беличьи, колонковые 10 – 14) -

-На каждого ребенка -

-Емкости для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) -

-По одной на двоих детей -

-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15*15) -

-На каждого ребенка -

-Подставки для кистей -

-На каждого ребенка -

-Бумага для рисования-

-На каждого ребенка -

Для лепки -

-Глина — подготовленная для лепки [8] -

-0,3 кг на каждого

-Доски, 20*20 см-

-На каждого ребенка -

-Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие-

-1 – 2 шт. на каждого

-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30*30), для вытирания рук во время лепки -

-На каждого ребенка -

Для аппликации

-Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач -

-На каждого ребенка -

-Розетки для клея -

-На каждого ребенка -

-Подносы для форм и обрезков бумаги.-

-На каждого ребенка -

-Щетинные кисти для клея -

-На каждого ребенка -

-Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем-

-На каждого ребенка -

Примерный набор материалов и оборудования для второй младшей группы для изобразительной деятельности

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (12 цветов)

На каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов)

На каждого ребенка

Гуашь (12 цветов)

Набор из 12 цветов на каждого ребенка и дополнительно 2 банки белого и 2 банки желтого цветов

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)

На каждого ребенка

Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л)

По одной на двоих детей

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15?15)

На каждого ребенка

Подставки для кистей

На каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки

Глина – подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого

Пластилин

3 коробки на одного

Доски, 20?20 см

На каждого ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие

1 – 2 шт. на каждого

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30?30), для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенкаХочу такой сайт

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы

Материалы для изобразительной деятельности

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (24 цвета)

На каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов)

На каждого ребенка

Набор шариковых ручек (6 цветов).

На каждого ребенка

Цветные восковые мелки (12 цветов)

На каждого ребенка

Гуашь (12 цветов)

1 набор на каждого ребенка.

Гуашь (белила)

3 – 5 банок на каждого ребенка

Палитры

На каждого ребенка

Губки для смывания краски с палитры

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)

На каждого ребенка

Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)

Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15?15)

На каждого ребенка

Для лепки

Глина – подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого ребенка

Пластилин

3 коробки на одного ребенка

Доски, 20?20 см

На каждого ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие

2 – 3 шт. на каждого ребенка

Стеки разной формы

3 – 5 наборов на группу

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30?30), для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией

На каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10?12см или 6?7см)

На каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Подставки для кистей

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Материалы для изобразительной деятельности старшей-подготовительного возраста

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (24 цвета)

На каждого ребенка

Графитные карандаши (2М-3М)

По одному на каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов)

На каждого ребенка

Набор шариковых ручек (6 цветов)

На каждого ребенка

Угольный карандаш "Ретушь"

По одному на каждого ребенка

Сангина, пастель (24 цвета)

5 – 8 наборов на группу

Гуашь (12 цветов)

1 набор на каждого ребенка.

Белила цинковые

3 – 5 банок на каждого ребенка

Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зеленого цвета

По одной банке каждого цвета на каждого ребенка

Палитры [15]

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)

На каждого ребенка

Банки [16] для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)

Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации

На каждого ребенка

Подставки для кистей

На каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки

Глина – подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого ребенка

Пластилин (12 цветов)

3 коробки на одного ребенка

Стеки разной формы

Набор из 3 – 4 стек на каждого ребенка

Доски, 20*20 см

На каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду , для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10*12см или 6*7см)

На каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги.

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

Воспитатель: Мулыгина М.А.


 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2021

Дата обновления: 25.02.2023

Дата публикации: 11.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».