Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка» ПРИНЯТ на заседании Совета педагогов протокол от 18 августа 2023 г. № 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата МАДОУ «ДС «Звездочка» на 2023-2024 учебный год И спользуем ы е сокращ ения: О О П ДО - осн овная о б разовател ьн ая п рограм м а д ош кольн ого об разования; О Д вРМ - образовател ьн ая д еятельн ость в реж и м ны х м ом ентах; Н О Д - непреры вно об разовател ьн ая деятельность. Пояснительная записка Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звездочка» муниципального образования город Новый Уренгой является нормативным документом, регламентирующим организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом приоритетных направлений деятельности учреждения, учебно-методического и кадрового обеспечения и имеющихся материально-технических условий. В основу учебного плана положены нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Основными задачами учебного плана являются: 1. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования. 2. Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет. 3. Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития 5-7 лет. 4. Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-4 года. 5. Регулирование объема непосредственно образовательной деятельности. 6. Введение национально-регионального и институционального компонентов. 7.Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального и институционального). Учебный год начинается с 1 сентября 2023 года и заканчивается 31 мая 2024 года. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2023-2024 учебном году в МАДОУ «ДС «Звездочка» функционирует 9 общеразвивающих групп, две группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (старшая группа компенсирующей направленности 5-6 лет; подготовительная группа компенсирующей направленности 6-7 лет), 1 группа комбинированной направленности (разновозрастная группа комбинированной направленности 5-7 лет). Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами: > Группа раннего возраста общеразвивающей направленности (1,5-2 года) «Птички-невелички»; > Первая младшая группа общеразвивающей направленности (2-3 года) «Капитошка»; > Первая младшая группа общеразвивающей направленности (2-3 года) «Радуга»; > Вторая младшая группа общеразвивающей направленности (3-4 года) «Малышок»; > Вторая младшая группа общеразвивающей направленности (3-4 года) «Фантазеры»; > Средняя группа общеразвивающей направленности «Росинка» (4-5 лет); > Разновозрастная группа комбинированной направленности (5-7 лет) «Семицветик»; > Старшая группа общеразвивающей направленности (5-6 лет) «Почемучки»; > Старшая группа общеразвивающей направленности (5-6 лет) «Гномики»; > Старшая группа компенсирующей направленности (5-6 лет) «Знайки»; > Подготовительная группа общеразвивающей направленности (6-7 лет) «Пчелки»; > Подготовительная группа компенсирующей направленности (6-7 лет) «Солнышко». Учебным планом регламентируется организация образовательной деятельности в рамках непрерывно образовательной деятельности по реализации четырех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» (за исключением образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это направление реализуется в течении всего дня в режимных моментах). Непрерывно образовательная деятельность (далее - НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, а также конструирования и восприятия художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. В структуре учебного плана выделены обязательная часть, которая обеспечивает выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, и часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывающая условия МАДОУ и приоритетные направления его деятельности, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга. Учебный план на 2023-2024 учебный год предусматривает в разных возрастных группах следующее количество непосредственно образовательной деятельности (в разрезе инвариантной и вариантной частей учебного плана) и недельную нагрузку (см. таблицу): В о з р а с т н а я г р у п п а О б я з а т е л ь н а я ч а с т ь Ч а с т ь , ф о р м и р у е м а я у ч а с т н и к а м и И т о г о о б р . п р о г р а м м ы о т н о ш е н и й П ервая м ладш ая гру п п а (с 1,5 до 3 лет) В торая м ладш ая груп п а (с 3 до 4 лет) 9,75 9,75 0,25 0,25 10 10 С редняя группа (с 4 до 5 лет) 9,75 0,25 10 12 15 2 2 14 17 13 15 2 2 15 17 С тарш ая груп п а (с 5 до 6 лет) С тарш ая группа ком п ен си рую щ ей направлен ности (с 5 до 6 лет) П одготовительн ая груп п а (с 6 до 7 лет) П одготовительн ая груп п а ком пенсирую щ ей направленности (с 6 до 7 лет) В группах раннего и старшего дошкольного возраста непрерывно образовательная деятельность проводится утром и во вторую половину дня (как в обязательной части программы, так и по части формируемой участниками образовательных отношений учебного плана). Во вторых младших и средних группах непрерывная образовательная деятельность предусмотрена только в первую половину дня. Количество и продолжительность непрерывно образовательной деятельности (далее НОД) устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями: продолжительность непрерывно образовательной деятельности для детей 2-го и 3-го годов жизни составляет не более 8-10 минут, 4-го года жизни - не более 15 минут, 5-го года жизни - не более 20 минут, 6-го года жизни - не более 25 минут, 7-го года жизни - не более 30 минут. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 1 0 мин). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут, в средней - 40 минут, в старшей - 50-70 минут и подготовительной к школе - 90 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 мин в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные разминки. В первую половину дня планируется образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей. Для профилактики утомления воспитанников данная непрерывная образовательная деятельность сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Перерывы между периодами (блоками) непрерывно образовательной деятельности составляют не менее 10 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во второй половине дня в группах раннего возраста не превышает 10 минут, в группах старшего дошкольного возраста - 25-30 минут в день. Непрерывная образовательная деятельность во второй половине дня (после дневного сна) носит преимущественно художественно-продуктивный или двигательный характер. В середине непрерывно образовательной деятельности статического характера предусматривается проведение физкультминутки. Часть непрерывной образовательной деятельности проводятся по подгруппам (с одной подгруппой занимается воспитатель, с другой - узкий специалист или помощник воспитателя). С целью ознакомления дошкольников с природой родного края, формирования представлений о быте и жизни коренных народов Севера, воспитания любви к малой родине, предусмотрена реализация регионального компонента в вариативную часть учебных планов дошкольных групп для детей 5-7 лет введено 1 раз в неделю НОД Ознакомление с окружающим миром «Тундровичок»; для детей 1,5-5 лет введено 0,25 раз в неделю НОД Ознакомление с окружающим миром «Тундровичок». Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, досуги и т.д.) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание занятий соответствуют виду и направлению ДОУ. Парциальные программы являются дополнением к основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «ДС «Звездочка» и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Непрерывно образовательную деятельность по развитию музыкальности проводят музыкальные руководители; по физической культуре - инструктор по физической культуре, по рисованию - воспитатель (с правом преподавания изо деятельности в группах). Остальные НОД проводят воспитатели групп. Раскладка непрерывно образовательной деятельности для групп общеразвивающей направленности представлена в учебных планах групп (параллели групп). В них отражена длительность НОД, количество в неделю и объем образовательной нагрузки по образовательным областям и по предметам. План непрерывно образовательной деятельности предусматривает образовательную деятельность, обеспечивающую: . физическое развитие; . социально-коммуникативное развитие; . познавательное развитие; . речевое развитие; . художественно-эстетическое развитие. Технологические аспекты проведения занятий предполагают: - подгрупповые формы организации детей; - обеспечение игровой мотивации «учебной» деятельности; - использование игровых приемов сосредоточения и привлечения внимания детей; - интеграцию содержания различных разделов общеобразовательной программы дошкольного образования. У ч е б н ы й п л а н о б р а з о в а т е л ь н о й М А Д О У № О б р а зо в а т е л ьны е о б л а сти (и н т е г р и р о в а и н ы е) д е я т е л ь н о с т и « Д С п о р е а л и з а ц и и « З в е з д о ч к а » н а 2 0 2 3 - о с н о в н о й 2 0 2 4 о б р а з о в а т е л ь н о й у ч е б н ы й С т а р ш а я груп п а П од го т о в и т ел ь н а я П о д го т о в и т ел ь н а я груп п а к ом п ен с и р у ю щ ей груп п а 6 -7 л е т н ап р а в л ен н о ст и к ом п ен с и р у ю щ ей I м л . группа 11 м л . гр уп п а С р ед н я я гр уп п а С т а р ш а я гр уп п а 1,5-3 года 3 -4 года 4 -5 л е т 5 -6 л е т К о л и ч ество К о л и ч еств о К ол и ч ество К о л и ч еств о К о л и ч ество К ол и ч ество К ол и ч ество у с л о в н ы х ч а со в у с л о в н ы х часов у сл о в н ы х ч асов у с л о в н ы х часов у сл о в н ы х ч асов у сл о в н ы х часов усл о вн ы х часов О сн о в н ы е ви ды н ап р а в л ен н о ст и о б р а зо в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о ст и п р о г р а м м ы го д в недел ю В го д в н ед ел ю В год в н едел ю в год в недел ю В год в н едел ю В год в н еделю В год в н еделю В год О сн ов н ая ч а ст ь Ф и зи ч еск а я 1 ку л ьту р а 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 Ф и зи ч еск а я к у л ь т у р а (н а п р о гу л ке) Ф и зи ч е с к о е р а зв и т и е У тр ен н я я ги м н асти к а Е ж ед н евн о К о м п л ексы зак а л и в а ю щ и х п р о ц еду р Ф и зк у л ьтм и н у тк и Е ж ед н евн о в ф о р м е ф и зк у л ь ту р н о -о зд о р о в и те л ь н о й р аботы в реж и м е дн я Е ж ед н евн о П о д ви ж н ы е и с п о р ти в н ы е и гры 2 П о зн а в а т е л ь О зн ак о м л ен и е с мое р а зв и т и е о к р у ж аю щ и м Е ж ед н евн о 0 ,7 5 27 0 ,25 9 0 ,25 9 1 36 0,5 18 0,5 36 18 36 миром ФЭМ П 0,5 18 0,5 18 0,5 18 1 36 1 36 1 36 1 36 Р азви т и е р ечи 2 72 2 72 1 36 1 36 2 */3*/4* 21 /3 2 /4 4 4* 130* 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 О б у ч ен и е гр ам о те 3 Р ечевое р а зв и т и е Е ж ед н ев н о е ч т ен и е х у д о ж е с т в е н н о й л и т ер а т у р ы В о с п р и я ти е х у д о ж еств ен н о й литературы и ф о л ьк л о р а Е ж ед н ев н о К о м м у н и к а ти вн а я д ея тел ь н о сть Х удож ествен 4 н о- Р и со ван и е 1 36 1 36 1 36 1 72 1 36 1 36 1 36 Л епка 0,5 18 0,5 18 0,25 9 0 ,25 9 0 ,25 9 0,25 9 0,25 9 А п п л и к ац и я 0,5 18 9 0 ,25 9 0 ,25 9 0,25 9 эс т е т и ч е с к о е р а зв и т и е 0 ,2 5 9 0,25 9 0 ,25 Р у чн о й т р у д - - 0,25 9 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 М у зы ка 2 36 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 Л его к о н с тр у и р о в - - - - 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 ан и е 5 10 И т о го у сл о в н ы х ч а со в в н ед ел ю 14 10 10 17 16 15 Ч а с т ь , ф о р м и р у ем а я у ч а ст н и к а м и об р а зо в а т е л ь н ы х от н о ш ен и й 1 П о зн а в а т ел ь О зн а к о м л е н и е с н о е р а зв и т и е о к р у ж аю щ и м 0,25 9 0 ,2 5 9 миром 9 0,25 1 36 1 36 1 36 1 36 « Т у н д р о ви ч о к» 1 1 1 И т о го 1 1 1 условны х часов в н ед ел ю * * 10 И т о го 14 10 10 14 17* 17* условны х ч а со в в н ед ел ю * * 4 1 7 /4 2 8 / И т о го 360 у сл о в н ы х 396 360 4 68 562 4 40 468 ч а со в в г од** Д л и т е л ь н о с т ь у с л о в н о г о ч а са 10 15 20 25 30 25 (м и н .) О б р а зо в а т е л ь н а я д е я т е л ь н о с т ь в х о д е р еж и м н ы х м о м ен т о в У тр ен н я я ги м н асти ка, к о м п л е к сы зак а л и в а ю щ и х п р о ц ед у р еж едн евн о Г и ги ен и ч еск и е п р о ц ед у р ы еж едн евн о С и т у а т и в н ы е беседы , ч т ен и е х у д о ж еств ен н о й л и т е р а т у р ы , д и д а к т и ч е с к и е и гры еж едн евн о Ф о р м и р о в а н и е п ер в и ч н ы х п р ед ст ав л ен и й об о б ъ ек тах о к р у ж а ю щ е го м и ра, п рогул ки еж едн евн о еж едн евн о К о н с т р у к ти в н о -м о д ел ь н ая д е я т е л ь н о с т ь , с ен со р н о е р азв и т и е С а м о с т о я т ел ь н а я д е я т е л ь н о с т ь д ет ей И гр а , с а м о сто я тел ь н ая д е я т е л ь н о с т ь д е т е й в ц ен т р а х р а зв и т и я | еж едн евн о 30